Вторник, 13.11.2018, 07:52

МДОУ ДС № 18 д.Казанцево

Меню сайта
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Консультации

Значение своевременного исправления неправильного звукопроизношения.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Нарушение звукопроизношения в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно большое значение имеет правильное произношение звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируемся на основе устной, и ее недостатки могут привести к неуспеваемости в школе, ошибкам при письме и чтении (не правильное написание букв и различение звуков на слух).

Индивидуальные логопедические занятия направлены на:

- Формирование правильного звукопроизношения детей:

  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие мелкой моторики
  • постановка звука
  • автоматизация

-Развитие фонематического слуха: различение звуков речи на слух, умение их правильно распознавать в потоке речи.

- Формирование лексико-грамматической стороны речи

Особое значение для положительной динамики речевого развития имеет совместная работа всех специалистов ДОУ и родителей (посещение консультаций, систематическое выполнение домашних заданий, контроль за речью ребенка в домашней среде).

Учитель-логопед Никулкина Г.Ю.

 

Становление звуков речи у дошкольников:

В раннем возрасте, приблизительно с 1,6 месяцев, у младенца формируются гласные звуки и заднеязычные (г, к, х). Этот этап называется «гулением».

Чуть позже встают такие звуки как п, м, д, т, б, н, мягкие их варианты (губные и переднеязычные звуки). У детей появляется «лепет», первые слова.

В возрасте 2-3 лет происходит становление свистящих звуков (с, з, сь, зь, ц).

К 3-4 годам у детей появляются шипящие и аффрикаты (ш,ж, ч,щ, й).

В пять лет ребенок должен произносить соноры (р,рь,л,ль).

К 6ти годам дети должны четко проговаривать все звуки русского языка, как изолированно, так и в связной речи.

Рекомендации учителя- логопеда, на что необходимо обратить внимание, при появлении новых звуков у ребенка:

  1. Правильно ли малыш произносит звук (он должен быть разборчивым, четким)
  2. Всегда ли ребенок проговаривает этот звук в речи
  3. Не заменяет ли его на мягкий вариант или другим схожим по произношению звуком (ш/ж, л/р и т.д.)

Помните, становление звуков речи происходит индивидуально. Ребенок в 3-4 года может сразу произносить звуки р, рь, л, щ и т.д. Звуки могут появляться раньше, но не позже указанных временных рамок (+/- 3 месяца). При отсутствии каких-либо звуков соответствующих возрасту ребенка необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

 

Учитель-логопед Никулкина Г.Ю.

 

Игры на развитие слуха

 

Где позвонили?

Цель. Определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

 

Скажи, что ты слышишь.

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

 

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

 

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. .Накопление словаря и развитие фразовой речи..

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

 

Найди игрушку.

Цель. Развитие слухового внимания. Развитие координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

 

Часовой.

Цель. Развитие слухового внимания. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязки для глаз.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой ). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит:«Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

 

Учитель-логопед Никулкина Г.Ю.

 

Развитие речевого слуха

 

Угадай, чей голосок

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры. Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остаётся в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

 

Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Лягушка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

 

Улавливай шёпот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Играющие строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.

 

Хлопки

Цель. Развитие количественных представлений.

Описание игры. Дети сидят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесёт число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться» : при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом, пока не отыграются.

 

Учитель-логопед Никулкина Г.Ю.

 

Развитие фонематического слуха

 

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка.

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

 

Кто внимательнее?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Картинки на определённый звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука С: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: «С». Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука С . Назовите мне их».

 

Кто больше слов придумает?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

 

Отстукивание слогов

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Оборудование. Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребёнку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчётливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий даёт детям разные по количеству слогов слова. Победителям будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

 

Учитель-логопед Никулкина Г.Ю.